ПОДКОВЫ ПОДМОСКОВЬЯ

Найти подкову для многих народов считалось хорошим предзнаменованием, а прибить потом ее над дверью - к счастью. "Пусть ваш порог никогда не лишиться своей подковы!" желают англичане своим друзьям. По их поверию, она должна висеть кон-цами кверху. В отличие от английской традиции, в русских деревнях подковы обычно прибивают над дверью концами вниз. В счастливые свойства подковы верят также иу-деи, турки и даже еретики атеисты во всем мире. Последние хотя и возмущаются, когда их называют суеверными, найдя подкову, все же стараются прибить ее над дверью. Характерным примером можно считать аналогичные случаи с академиком Павловым и Нильсом Бором, над дверьми которых были прибиты подковы. На вопрос верят ли они в то, что подкова приносит удачу, каждый из них отвечал: "Конечно, не верю! Но это работает, даже когда не веришь".
К сожалению, на подкову у историков-поисковиков, как и у археологов, сложился упрощенный взгляд. Их редко берут в коллекции, почти не пишут научных статей… Одной из лучших работ в этом направлении по европейской части России является книга А.Н. Кирпичникова, в которой он предлагает систематизацию подков, которой мы и будем придерживаться. Европейская классификация представлена в работе Бакса.
Рис. 1. Ледоходный шип XI-XV вв.
Рис. 2. Подкова. XI-XVII вв. (в Подмосковье - XV-XVII вв.)
Рис. 3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.
Рис. 4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.

Рис. 5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.
Рис. 6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков. Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка. Желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, является индикатором того, что подкова сделана не ранее XVI в.
Рис. 7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Первые из них, как и большинство европейских, представляли собой трехчетвертной овал с двумя задними шипами. Скорее всего, к концу века на них начинают появляться желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, и третий передний шип. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см (,8).
Рис. 9. Подкова с широкой верней частью. XVI-XVII вв.
Рис. 10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. Поздние подковы снабжены желобками для резиновых прокладок, которые препятствовали скольжению лошади при передвижении по камням и асфальту, а в жаркие дни не позволяли подкове проваливаться в асфальт и не портили дороги.

Рис. 11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.
Рис. 12. Подкова. Конец XIX - начало XX в. Германия.
Рис. 13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная заводским способом на механических станках. Согласно стандарту подковы для верховых лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода ("ЮЗ" - Юризанский завод или "КМ" - Красный металлист); номер подковы (всего существовало 10 номе-ров); и на какие ноги она предназначалась ("П" - передние или "З" - задние, левые и правые подгонялись по месту).
С 1941 г. заводское производство подков прекратилось, и с тех пор их куют вручную по старым добрым технологиям.



ПОДКОВЫ БРЯНЩИНЫ

Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.

Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен. Чем же объяснить появление такой подковы на Брянщине? Возможны варианты: применение турецких наемников (например, крымскими татарами) и торговые связи.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Двуреченский О.В., Средства и приемы ковки лошадей в Москве и Московской земле (в XIII–XIX веках) // Археология Подмосковья. М. 2004
Двуреченский О.В., Предметы вооружения и снаряжения всадника и верхового коня из сборов на территории Тушинского лагеря, Археология Подмосковья, Вып. 3, М, 2007
Кирпичников А.Н., Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX–XIII вв. // САИ. Е1-36. Л., 1973а
Baxa P., 1981. Podkuvanie na Slovensku v 11–13 Storochi // Slovenska Arheologica. XXIX-2. Bratislava/


ИНОСТРАННЫЕ ПОДКОВЫ
конца XIX - начала XX вв.

В германских войсках было установлено 11 номеров подков для верховых лошадей, а для артиллерийских 8 номеров. Подковы дорожные толстые и имеют от 14 до 22 гвоздевых отверстий. В пяточных концах верховых подков пробивается по одному отверстию винтовых шипов, а в упряжных еще по два таких же в зацепной части подковы (Рис. 12). Острые винтовые шипы для войск имели долотообразную форму, а в частной ковке применяют шипы самой разнообразной формы.
Подковы в австрийских войсках несколько тоньше германских, но зато шире и также дороженные. Гвоздевых отверстий по наружной ветви три, а на внутренней два. Летние верховые подковы делаются без шипов или с двумя постоянными пяточными шипами, а упряжные с тремя шипами. Зимние подковы, как у упряжных, так и у верховых лошадей снабжены двумя пяточными шипами. В зацепе винтовых шипов не применяют, и даже у упряжных подков остается заварной постоянный шип. Острые винтовые шипы в австрийских войсках употребляются конусовидные.
Во французской армии были приняты подковы недороженные и довольно широкие. Передние подковы без шипов, задние, иногда с простыми загнутыми четырехугольными шипами. Гвоздевые отверстия широкие, а гвозди с большими заостренными головками, наполовину торчащими наружу и заменяющими шипы. Зимою применялись также шипы винтовые, конусообразные по четыре в каждой подкове - два из них в зацепной части.
Английские подковы почти такого же типа, как и русские. Они дороженые, но без шипов и с небольшою контрбухтовкою. Число гвоздевых отверстий по три или четыре на каждой ветви. Задние подковы обычно делают с двумя отворотами по бокам зацепа.
Американские подковы отличаются тем, что имеют двойную бухтовку, то есть на верхней и нижней поверхностях, при чем бухтовки эти продолжаются до конца ветвей. В тех местах, где пробиты гвоздевые отверстия, подкова значительно утончена, в зацепе и на боковых пяточных частях она гораздо толще. Образуемые вследствие этого разрушения представляют как бы шипы, зацепной широкие и по два боковых и пяточных - узких.
В Турции сохранилась так называемая восточная подкова, представляющая круглую или овальную пластину, с утолщенным наружным краем и с круглым или овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий обыкновенно по четыре с каждой стороны. Гвозди круглые или четырехгранные с толстыми заостренными шляпками, заменяющими шипы.
Китайская подкова представляет собой узкую полосу, изогнутую в форме дуги, с плоско отбитыми концами. В этой грубо сделанной дуге пробито пять больших гвоздевых отверстий, величиною своей совершенно не соответствующих ширине подковы. Вследствие этого гвоздевые дыры при пробивании значительно расширяют пробиваемую часть подковы, придавая ей извилистый вид. Подковы эти прибиваются грубо сделанными гвоздями с заостренными шляпками.
В остальных государствах подковы ничем особенно от вышеописанных не отличаются и более или менее сходны с какою-либо из вышеописанных подков.

Текст Василия Коршуна.
Фото Святослава Коваля.



На главную
Используются технологии uCoz