Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Общество1 августа 2012 22:00

В Ропше начали строить коттеджи на останках целого полка солдат

Поисковики требуют остановить работы [видео + фото]
Слух о погибшем советском полке остановил коттеджную стройку в Ропше

Слух о погибшем советском полке остановил коттеджную стройку в Ропше

Романтика и престиж

Деревенька Ропша, что в пятидесяти километрах юго-западнее Петербурга, набивала себе цену методично и настойчиво. На месте поселения когда-то плескалось море, теперь под ногами романтично хрустят окаменевшие растения и ракушки возрастом в миллионы лет. В шестнадцатом веке деревня была пятиной Новгородской земли. Ее знали под названием Храпша - по прозвищу владельца. В семнадцатом она отошла к шведам и по иностранному произношению получила нынешнее название. А в восемнадцатом веке Петр Первый отвоевал Ропшу и устроил первый отечественный курорт с лечебницами и чудотворными водными источниками.

Современная история тоже добавила Ропше баллов. Рядом проложили петербургскую кольцевую автодорогу. До города - полчаса быстрой езды. Вторую КАД, кстати, тоже проектируют рядом.

К Ропше, кажется, благоволят небеса. Ветер дует в сторону Петербурга, бережет от смога. В деревне и округе нет фабрик и промышленных производств. Зато федеральный центр рыбоводства в здешних прудах разводит и продает по грошовым ценам форель и стерлядь. А еще есть огромный живописный, хоть и заброшенный, парк с некогда величественным ропшинским дворцом восемнадцатого века. Его развалины облюбовали туристы, парочки и фанатки эротических фотосессий. Нетрудно повстречать длинноногих девиц, в рюкзачке которых умещается целый гардероб: от бикини и коротких шортиков до школьных юбчонок в клеточку и чулок.

Деревня с официальной численностью 2,8 тысячи жителей летом раздувается. С дачниками и петербургскими богачами, которые на распроданных участках возводят хоромы, население взлетает до тридцати тысяч. Среди них есть и непростые персоны. Например, поговаривают, поселились в Ропше личный водитель Владимира Путина и бывший начальник Службы госстройнадзора и экспертизы Петербурга Александр Орт. Уж кто-кто, а 64-летний чиновник знает толк в местах жительства.

Застройщики взвинчивают цены на землю и коттеджи. Двухэтажные домики стоимостью от двенадцати миллионов разбирают влет. В Ропше жить престижно.

Поисковики жалуются, что щуп в землю  не воткнуть, - все утрамбовали строители.

Поисковики жалуются, что щуп в землю не воткнуть, - все утрамбовали строители.

Апокалипсис от коммерсантов

Ропшинскую идиллию дерзко и бесцеремонно нарушили поисковики из отряда «Ораниенбаумский плацдарм». Они заявили о неучтенной братской могиле в местечке Михайловская, которое одной улицей раскинулось на ропшинской возвышенности. Отсюда немцы с 1941 года ударно бомбили Ленинград. А в 1944-м при прорыве блокады получили мстительные артобстрел, авианалет и танковую контратаку. Судя по архивам районного историко-краеведческого музея, в Михайловской нашли и торжественно перезахоронили останки тридцати трех красноармейцев. Территорию официально признали очищенной от мертвых.

В советские времена землю на возвышенности отдали под капусту и картофель. Колхозники мирно собирали урожай. В девяностых территорию, с которой открывается живописный вид на Ропшу, а в ясную погоду и на Петербург, купили частные предприниматели. Этой весной на пяти гектарах начали строительство будущего коттеджного поселка «Михайловская усадьба». На него и накинулся «Ораниенбаумский плацдарм» с сенсационным историческим открытием. Член отряда Вадим Сергеев утверждает, что на пустоши лежит целый советский полк - около восьмисот солдат.

- Точных данных по потерям нет, - пояснил 56-летний поисковик. - Статистику по погибшим вели с 1944 года. Прошлой осенью мы нашли кости. Выкопали шестерых бойцов. Останки троих храню у себя в гараже. Некуда девать.

По словам Сергеева, поиску и захоронению мешают лютые чиновники. А бесстыжие коммерсанты при прокладке дорог «Михайловской усадьбы» сняли верхний слой почвы и бульдозерами раскатали мертвецов.

- Утрамбовали грунт так, что щуп не проткнуть, - заключает Сергеев. - Останки размололи на мелкие кусочки.

Рассказ вызвал в памяти апокалипсические картинки из невзоровского «Чистилища» и первого кэмероновского «Терминатора» с раздавленными черепами-костями.

ДРУГАЯ ВЕРСИЯ

Пробежались по верхам

Строители подивились собственному кощунству. Они-то, как утверждают, хруста под гусеницами не слышали.

- Приехал некто Вадим, искатель сокровищ, - вспоминает представитель компании-застройщика Алексей Кирьяков встречу с Сергеевым. - Показал фото с костями и заявил, что их на нашем участке откопали. Это неправда, но мы спорить не стали и стройку свернули. Охрану сняли, технику убрали. Третью неделю простаиваем - миллион рублей точно потеряли, сроки срываем, клиентов подводим. Среди них не только состоятельные. Некоторые ипотеку взяли, в долги влезли. Земля-то недешевая, сто тысяч рублей за сотку. Но мы, как достойные граждане своей страны, память чтим и не хотим на костях дома возводить. Если есть ребята в земле, давайте выкопаем.

Поисковикам дали месяц. Они уложились в полдня.

- На выходных приехали два отряда, - продолжает Кирьяков. - Пробежались по верхам. Ничего, кроме железной фляги, не нашли. Сказали, что участок их больше не интересует. Хотя, насколько я понимаю, при основательном поиске снимают метр-полтора грунта. А мы голову ломаем, продолжать ли работы. Вдруг снова заявятся и расскажут про дивизию мертвых.

Ропша - лакомый кусок для застройщиков. «Коттеджники» борются за покупателей. Владельцы «Михайловской усадьбы» допускают, что слух о советском полке через поисковиков пустили недобросовестные конкуренты.

В Ропше выкопали останки шестерых бойцов.

В Ропше выкопали останки шестерых бойцов.

РЕПОРТАЖ С МЕСТА

В режиме «черных копателей»

Площадка «Михайловской усадьбы» в пять гектаров пустует. О недавних работах напоминают утоптанные дороги и грунтовые холмы. Ходим с замглавы Ропшинского сельского поселения Федором Егоровым в поисках костей. Натыкаемся на парочку разных размеров.

- Я не медик и не поручусь, что это человеческие останки, - говорит Федор Михайлович. - Поисковики, наоборот, откапывают косточку с пятикопеечную монету и смело заявляют, что это часть солдатского черепа. Хотя она с тем же успехом может принадлежать местному жителю шестнадцатого века.

Егоров резонно замечает, что, кроме скелетов, земля должна хранить каски, оружие, патроны, вещмешки. Но мы находим в Михайловской только современные охотничьи гильзы.

- Вот, пожалуй, единственное убедительное доказательство войны, - показывает Егоров на осколок заржавелого снаряда.

По официальным данным, на территории Ропшинского сельского поселения нашли и перезахоронили 3,4 тысячи советских солдат. Чиновники допускают, что в земле по-прежнему лежат останки.

- Бои по всей Ропше шли, - говорит глава местной администрации Анатолий Евдокимов. - Допускаю, и под построенными домами и дачами есть кости. Для зачистки нужны время, руки, оборудование. Но поисковики работают в режиме «черных копателей». Находки себе оставляют. Слышал, немецкие жетоны продают за три тысячи евро. А к нам за разрешениями на раскопки не обращаются.

ОФИЦИАЛЬНО

Губернатор Ленинградской области Александр ДРОЗДЕНКО: «Героическим территориям нужен закон о раскопках»

Александр ГОРЕЛИК

- После того как в Ропше обнаружили солдат, стоит подумать, не принять ли нам практику, которая применяется в регионах с высокой плотностью исторических слов. Например, в той же Старой Ладоге: прежде чем что-то строить, выделяется участок, где делаются раскопки. Если там находят что-то историческое, то либо до конца слой разрабатывают, а потом разрешают строить, либо вообще не разрешают. Так же делают в Европе. У нас другой случай. Территория не историческая, а героическая. В Ленинградской области четыре года проходили тяжелые бои. Очень много лежит советских и немецких воинов, которые в той мясорубке и суматохе, когда территории переходили из рук в руки, не были захоронены.

Закон нужен быстро, поэтому мы нуждаемся в депутатской инициативе: если документ буду вносить я, то сроки по процедуре дольше. Буду рекомендовать нашим депутатам поскорее принять областной закон о том, что перед ведением любого строительства на территории, где проходили боевые действия, следует проводить предварительный анализ.

Мы сегодня проводим работы по разминированию. У нас никто не выдаст разрешения на строительство, если не произведены изыскания, в состав которых входит разминирование. Так и порт Усть-Луга строился, и многие многоэтажные дома, микрорайоны. Будет правильно, если мы станем проверять и неучтенные захоронения. Это недорогая работа для подрядчика - произвести раскопки и перезахоронить воинов в одном определенном месте, обозначить памятником. А дальше пусть поисковики ищут по медальонам, восстанавливают фамилии. Вот такой областной закон нужен.