«Налобниками медными блестя…» Гренадерские митры Петра III крупным планом
Сугубо нам возвращена.
Благополучны мы стократно:
Петра Великого обратно
Встречает Росская страна.
Петра воздвиг с Екатериной
И с Павлом, о драгой залог!
Послал нам радость за судьбиной
В щедротах неизмерный бог.
(Ода Всепресветлейшему Державнейшему Великому Государю Императору Петру Федоровичу, Самодержцу… владетельному герцогу Голстинскому, высокому наследнику Норвежскому, и прочая, и прочая… всемилостивейшему государю… и купно на новый 1762 год в изъявление подлинные радости, усердия… всенижайшее приносит верноподданейший раб Михайло Ломоносов)
История военной одежды. В материале «О митрах и мундирах императора Петра III» от 15 августа 2020 и его продолжении «Все, кроме гренадерок! По «заветам» Петра III» от 21 августа 2020 уже рассказывалось как о самой реформе обмундирования, предпринятой императором Петром III, а затем и его вдовой императрицей Екатериной II, так и о таком специфическом предмете его униформы, как гренадерская митра. Но в этих материалах приводились фотографии известных мне митр, которые были сделаны через стекло. Сами митры находились в шкафах и увидеть, что у них «под низом», а также как они отделы были сзади, было невозможно. Но приходилось довольствоваться и этими фото, и черно-белой графикой из книги А. В. Висковатого. Однако многие читатели «ВО» высказались в том смысле, что было бы очень хорошо рассмотреть все эти митры с разных сторон, а также посмотреть на мундиры той эпохи в цвете. Что ж, желание потребителя для «продавца» — закон, а раз так, то я постарался изыскать пути, и вот сегодня мы наконец-то получаем возможность увидеть все то, что раньше было скрыто, а именно все митры и многое другое из фондов Пензенского областного краеведческого музея и рисунки из книги Висковатого, выполненные в цвете.
Здесь вряд ли стоит повторяться и пересказывать историю Гатчинских полков Петра III. Напомним лишь, что от полков русской императорской армии они отличались тем, что комплектовались исключительно добровольцами, причем не только иностранцами (как часто пишут!), но и русскими, что в них была высокая дисциплина (во всяком случае, в серьезных провинностях гатчинцы замечены не были, а пьянки и кутежи… так кто ж тогда из гвардейцев хотя бы раз не напивался?!), и что носили они униформу, сильно отличавшуюся от традиционной российской.
Причем отличия заключались как в фасоне, так и в цветовой гамме. Для представителей российской военной касты гатчинские мундиры казались слишком узкими, хотя сшиты они были по самой последней европейской моде, а еще им не нравились их цвета. Между тем, если подумать, то новая форма в целом была лучше старой. Во-первых, мода есть мода, в том числе и на военные мундиры, и следовать ей в то время было делом государственной важности. А во-вторых, новая униформа позволяла сэкономить много денег. Она не требовала дорогой красной краски. Роскошь окрашивать мундиры своих солдат в красный цвет могла тогда позволить себе только Англия, которая имела доступ к запасам кошенили, тогда как всем другим европейским странам красное сукно у нее же и приходилось закупать. Кроме того, новые мундиры требовали меньше сукна, чем опять-таки достигалась большая экономия. Тонны краски, километры сукна, золоченая жесть, дубления кожа и еще многое, многое другое – вот что тогда требовалось армии, а еще, конечно, и букли на виски и металлические прутья, вплетать в косу, словом, все по моде тех лет.
Хотя был во всем этот и определенный смысл. Например, когда вы будете рассматривать фотографии митр Петра III, обратите внимание, что на них отсутствуют подбородные ремни. А как же тогда они держались на голове и с нее не падали? А вот как раз и закреплялись они на голове с помощью косы и буклей. Хитрое это было дело, но… зато обходились без подбородного ремня.
Как и многие другие элементы униформы, этот головной убор прошел долгий путь развития от самого простого заостренного кверху колпака с кисточкой до сложного головного убора, имевшего разные стили. Так, митры в прусском стиле имели конусообразную латунную или бело-металлическую налобную пластину с тканевой задней частью и кружевной оплеткой. Митры в русском стиле изначально имели высокую латунную пластину поверх кожаной каскетки с козырьком сзади, но впоследствии и у нас была принята именно немецкая модель. А вот британский стиль заметно отличался от всех прочих. Английские митры были целиком тканевые. У них была высокая тканевая передняя часть, на которой спереди помещалась сложная полковая вышивка, а сзади покатая красная спинка с белой подкладкой.
Митры были высокими, а все потому, что опять же существовала мода на рослых и высоких солдат. Но именно их-то чаще всего и убивали, и убивали не просто солдат, но еще и генетических производителей, вот почему высотой митр стали пытаться компенсировать недостаток роста у солдат, а Фридрих II даже принял закон, по которому в случае смерти отца все имущество целиком переходило к самому низкорослому сыну!
И, конечно, каждый правитель старался, чтобы митры его солдат были самыми красивыми. Англичане, те, правда, довольствовались вышивкой, но она у них была очень яркой и красивой, так что при общем ярко-красном цвете униформы этого, в принципе, было вполне достаточно. А вот в Европе красной краски, как уже говорилось, не хватало, там использовались блеклые цвета и налобники у гренадерских митр стали чеканить из латуни. И вот тут, следует прямо сказать, Петр III сумел создать едва ли не самые красивые митры в прусском стиле, а все потому, что, в отличие от того же Фридриха, не пожалел на них денег. Ни до, ни после него в российской армии не было столь красивых гренадерских митр.
Ну а когда митры в армии России появились вообще? При Петре Первом, как и многое другое. Так, уже в 1719 году вышел указ Петра прежним головным уборам, «карпусам», не быть, а быть треугольным шляпам. И тогда же именно Петр ввел в армии и парики! Да-да, Петр, а вовсе не Павел I, приказавший вместе со шляпами для защиты от стужи носить парики из украинских овчин. Оказывается, тогда Украина еще и своими овчинами славилась, интересно, как сейчас…
Причина – все та же самая, следование европейской моде. Они в шляпах, и мы в шляпах! Они в париках, и мы в париках! Из Англии им же были заимствованы кожаные «гренадерки» с двумя козырьками, распространения там, кстати, так не получившие. Один козырек отгибался вперед, и на нем сначала вышивался, а затем и нашивался чеканный гербовый орел, а другой сзади, закрывал шею.
В царствование Анны Иоанновны передний козырек превратился в высокую выложенную металлом налобную пластину, задний исчез, а кожа была заменена тканью на каркасе из китового уса. При Елизавете Петровне на каждой налобной бляхе стал изображаться герб того города, именем которого назывался тот или иной полк, а сам он помещался на фоне военных трофеев. А вот при том же Петре III от изображений гербов городов на митрах отказались, а стали помещать на них государственный герб и вензель государя-императора. Причем митры голштинской гвардии и российской императорской гвардии вензелями различались. Так, на митрах голштинских полков красовалась всего лишь одна лишь латинская буква «Р»: «Петр», одна потому, что на своем голштинском престоле он был… первым. Известен и вензель «РF»: Петр Федорович, и, наконец, принятый для всей российской императорской армии вензель «ПIII»: «Петр III», но только вот недолго ему довелось этому своему нововведению радоваться!
Вообще-то, полков и отдельных батальонов в Голштинской гвардии было много и в разное время число их менялось. Хотя численность каждого и была невелика. Елизавета вела с голштинцами настоящую войну. Несколько раз приказывала Петра распустить своих «потешных», но потом опять соглашалась на их создание. Вот почему сохранилось так много образцов митр именно Петра III. Во-первых, это митры времени его наследничества, затем периода воцарения, а, кроме того, были митры рядовых и офицеров, а также митры отдельных полков, опять же рядовых и офицеров.
Так, в 1756 году в Голштинской гвардии числились: мушкетерский Цеге фон Мантейфеля полк, мушкетерский Герцогини полк, мушкетерский принца Вильгельма, гренадерский батальон, фузилерный батальон, лейб-драгунский полк, лейб-кирасирский полк, инвалидный корпус.
В 1757 году к ним добавился гренадерский Крюгера батальон.
В 1758 году – крепостной гарнизон, а полк принца Вильгельма переименовали в полк Нарышкина.
В 1760 году полк Герцогини переименовали в полк Кеттенбурга, а также был создан еще и гусарский полк.
В 1762 году добавился гренадерский Эссена батальон и гренадерский Вейса батальон. Так что «армия» Петра III насчитывала порядка 6-7 пехотных подразделений и три конных.
Известно, например, что в мушкетерском принца Вильгельма полку митры гренадеров как раз и украшал вензель «РF», верх митры был палевый, а тулья – малинового цвета.
А вот пример цветовой гаммы мундиров гренадерского батальона Эссена. И она наглядно показывает, что она была совершенно непривычной для «наследников» Петра I и потому-то и вызывала у них отторжение, плюс ко всему и сама личность монарха им не нравилась. Мундир синий, лацканы, воротник и обшлага – розовые, подбой красный, камзол бланжевый, штаны белые, галстук красный, верх шапки бланжевый, опушка – красная. Ну а к чему все это привело в итоге, мы знаем. Одни только красивые митры нам в память и остались!
P. S. Администрация сайта и автор выражают благодарность дирекции Пензенского областного краеведческого музея и хранителю музейных предметов Ольге Викторовне Дубравиной за организацию фотосъемки музейных экспонатов, а также активным форумчанам и авторам «ВО» Пане Коханку и 3x3zsave за предоставленные ими фотографии.
Информация